История возникновения гобелена

Ковровое искусство возникло в условиях натурального хозяйства, когда обработка шерсти являлась одним из главных занятий населения. Искусство ковроделия было развито еще у древних египтян в ХIV веке до н.э. На вертикальных станках они изготавливали нарядные ткани с цветными узорами в гобеленовой технике.

Подлинная история тканых ковров с сюжетными или орнаментальными изображениями (шпалер или гобеленов) начинается с Германии, несмотря на то, что главными претендентами на это выступают Франция и Бельгия. Сохранились немецкие шпалеры 11 века.

В средние века техника ткачества шпалер было широко развита в Западной Европе, особенно Франции и Голландии. Шпалеры в Западной Европе начали ткать в 12-13 вв. Они применялись в убранстве жилых и парадных помещений, скрывая холодные невзрачные каменные стены, предназначались для убранства серого и холодного крепостного замка средневекового феодала и пышных интерьеров королевских дворцов по всей Европе..

Часто целыми деревнями по нескольку десятилетий ткались огромных размеров гобелены. Это были огромных размеров ковры (часто высотой 4-5 м и общей длиной до нескольких десятков метров). Сюжетами и мотивами этих ковров служила библейская мифология, военные походы, домашняя жизнь и сцены охоты высшего общества.

Традиции

Особенно богатые традиции изготовления гобеленов сложились во Франции.  В 14 веке Париж был главным центром производства шпалер. Возрастающие потребности феодалов в украшении своих замков привели к необходимости увеличить в стране производство шпалер. Значительного расцвета достигло искусство изготовления стенных ковров во Фландрии. Слава о мастерстве ткачей Брюсселя дошла до французского короля Генриха 1У и он пригласил в Париж фламандских ткачей Марка Команса и Франсуа де ла Планша.

В 1664 году в Париже создается королевская мануфактура, объединившая все парижские мастерские стенных ковров. Мануфактура Команса и Планша была приобретена в казну и стала называться мануфактурой Гобеленов. Имя знаменитых мастеров-красильщиков осталось за королевской мануфактурой, а все вырабатываемые ею шпалеры с тех пор называются гобеленами. В 18 веке гобеленами стали называть шпалеры других европейских мануфактур, подражавших французской, а с 19 века – вообще все шпалеры.

На смену изысканным декоративным гобеленом приходят большие по размеру многофигурные композиции, ничем не отличающиеся от станковой живописи. На мануфактурах Гобеленов выполняются копии с наиболее популярных живописных оригиналов. С развитием химии появилось большое число искусственных красителей. Художники располагали теперь сотнями оттенков, позволившими передавать в ткани тончайшие переходы цвета. Опытные мастера гобеленовой мануфактуры, которые в 17-18 веке, сообразуясь с техникой тканья, вносили в цветовое решение некоторые изменения, во второй половине 18 века слепо повторяют живописный оригинал. Пышные торжественные композиции выполнены по всем правилам построения живописного полотна.

Ученые, изучая историю славянских народов до 12-13 вв., обратили внимание на ряд упоминаний о применении ковров в домашнем убранстве, использовании их при различных обрядовых церемониях. В России коврами завешивали стены для утепления жилищ, ковровыми изделиями украшали храмы, в богатых домах коврами устилали пол, в бедных — на пол клали более дешевые домотканые коврики типа дорожки. Ковры применяли как покрывала для сундуков, лавок, саней.

Гобелены в России

В России первая шпалерная придворная мануфактура была основана в 1717 году Петром 1. Для ее организации приглашались иноземные мастера. Наибольшего расцвета русская мануфактура достигла в середине 18-начале 19 века. Произведением того времени выполнены в стиле рококо и классицизма. Сюжетами русских шпалер являлись батальные сцены, портреты и декоративные композиции.

Позднее появились гобелены с использованием шерстяных нитей, пеньки, морской травы, искусственных волокон, а также объемные, которые прикреплялись к потолку или служили ширмами, разделяющими помещение на отдельные части. Чаще всего последние использовались при украшении интерьеров.

Воскрешение интереса к гобелену почти одновременно в разных европейских странах не случайно. Рукотворность, материальность, фактурность, цветовая насыщенность гобелена дают ему значение сильного эмоционального акцента в интерьере. Как в средние века искусство шпалер призвано было мягчить суровый интерьер рыцарских замков, так и в современном интерьере гобелен восполняет недостаток художественной выразительности.

Виды ручного ковроделия

В процессе многовекового совершенствования ручного ткачества были выработаны многочисленные типы ковров: гладкие безворсовые, с длинным и коротким ворсом, войлочные, махровые, сумаховые и др. Их изготавливали из шерсти, хлопка.

Ковровые изделия отличаются большим разнообразием по технике выполнения. Они бывают гладкие односторонние и двусторонние типа паласов, килимов, сумахов, а также односторонние и двусторонние ковры с коротким и длинным ворсом. Встречаются ковры с гладким фоном, над которым рельефно выступает ворсовый узор.

Из ковров Востока наиболее широко известны иранские, турецкие, туркменские и азербайджанские.

Иранские ковры классифицируются по месту производства, например «катан», «фараган», «хорасан» и др. или по типу оранмента (медальонные, охотничьи, звериные, садовые, вазовые). Они характеризуются высокой плотностью, сложным растительным и геометрическим орнаментом, в который часто включаются надписи, изображения людей и животных, многополосной каймой и чрезвычайно богатой и разнообразной палитрой.

Турецкие ковры, которые также делятся по месту производства («ушак», «бергама», «глордес»), украшаются орнаментом из крупных, сильно стилизованных или геометризованных растительных мотивов, как правило, яркой, контрастной расцветки. Типичный молитвенный ковер — с изображением мижраба с лампой внутри него, двумя колонками по сторонам и стихов Корана вокруг него.

Туркменские ковры классифицируются по родоплеменной принадлежности (текинские, йомудские, эрсаринские). Орнамент центра поля составлен из повторяющегося рядами родоплеменного знака – гёля (восьмиугольный медальон), форма и узоры которого различны у разных племен. Расцветка большинства гёлей диагональная. Для всех туркменских ковров характерна единая цветовая гамма, построенная на многообразии оттенков красного цвета.

Азербайджанские ковры чрезвычайно разнообразные по видам, также различаются по месту производства. Для одних видов («куба», «ширвоен», «зенджа» и др.) характерны сложные геометрические узоры, которые включают схематические фигурки животных и людей, и размещенные по одной оси в центре поля фигурные многоугольные или звездчатые медальоны, для других («Карабах» — разнообразные растительные орнаменты с обилием цветочных мотивов.) Азербайджанские ковры выделяются звучным колоритом, построенным на сочетании локальных интенсивных тонов.

Ковры бывают

  • Тканые
  • Нетканые

Тканые ковры более разнообразны по технологическим приемам изготовления и подразделяются на

  • ворсовые
  • махровые
  • безворсовые

Ковровая ткань состоит из переплетающихся нитей, расположенных перпендикулярно друг другу. При ткачестве безворсовых ковров нити основы закрываются утком, окрашенным в различные цвета. Ткань таких ковров гладкая, рисунок лицевой стороны идентичен изнаночной. Эти ковры называют также двусторонними безворсовыми.

К безворсовым коврам относят килимы, паласы и сумахи.

Сумах отличается от обычного гладкого ковра тем, что в образовании ткани ковра участвуют два утка. Первый служит для создания так называемого каркаса ковровой ткани и переплетается с нитями основы. Он скрепляет переплетение с основой второго узорообразующего утка . Каркасный уток окрашивается в один цвет, нити для узорообразующего – в различные цвета. В этом случае цветной шерстяной уток переплетается с основой не полотняным переплетением, а делает петлю на двух основных нитях, а затем переходит к следующей паре нитей основы, образуя при этом рисунок на лице, а на изнанке выступает уток, который переплетается с основой полотняным переплетением после каждого ряда шерстяных узорных косичек или полукосичек. На лицевой стороне сумаха переплетения нитей имеют вид косички, а концы цветных узорообразующих нитей выводятся на изнанку. Таким образом, лицевая сторона ковра гладкая, а изнанка мохнатая, что придает ковру мягкость.

В простых паласах разноцветные уточные нити не сцепляются между собой, а обвиваются с соседними основными нитями, т.е. между двумя цветными утками по вертикали получаются просветы.. При составлении узоров для паласов необходимо следить, чтобы не было длинных вертикальных линий, иначе в этих местах будут вертикальные щели.

Килимы отличаются от паласов тем, что утки одного цвета перевиваются с утками другого цвета, а не ложатся рядом. Когда в местах перехода одного цвета в другой перевиваются нити утка на одной нити основы, четкость цветовых границ несколько утрачиваются

Для ворсового ковра ручного изготовления заработка и кромки выполняются аналогично. Для вязки узлов применяется как одиночная нить, так и в 2-3 сложения и более. Для вязки узлов и обрезки ворса применяется специальный нож, на конце которого имеется крючок. В зависимости от формы вязки ковровые узлы бывают одинарные, полуторные, двойные и спиральные. Наиболее прочным является двойной узел, при котором шерстяной уток обвивается на двух нитях основы, выпуская концы на лицевую сторону, После каждого ряда узлов прокладывают два ряда уточных нитей, которые переплетаются с основой полотняным переплетением.

Полуторный узел, называемый пекинским или персидским, отличается от предыдущего тем, что в нем одна нить основы огибается полной, а другая неполной петлей.

Большое распространение имеют махровые и длинноворсовые ковры, которые до сих пор вырабатывают в Сибири, прибалтийских республиках, где эта техника известна под названием «рюу»

В махровых коврах вяжется также двойной узел. Но количество групповых утков увеличивается. Декоративный эффект при этом достигается длиной ворса. Эти ковры отличаются большой живописностью и мягкостью колорита. Эта техника открывает перед художником большие возможности. Подготовка и заработка выполняются обычным способом. Цветные кончики пряжи обвивают две нити основы так, чтобы ворсинки были выпущены на лицевую сторону. Между рядами узлов прокладываются шерстяные или хлопчатобумажные утки, которые переплетаются с основой репсовым переплетением. Количество их зависит от длины ворса.

В изготовлении традиционного гобелена также встречается три вида переплетений:

Гладкое, которое по технике выполнения представляет собой полотняное переплетение, называемое также репсовым или гарнитурным. Представляет собой полотно, обладающее незаметной факту, гладкостью, ровнотой художественной плоскости. Данное переплетение является идеальным фоном для фактурных и рельефных элементов композиции, а также обладает большими возможностями для передачи живописных эффектов.

Фактурное, обладающее более рельефной поверхностью полотна или отдельных его участков. Позволяет делать более выразительными элементы, являющиеся акцентом композиции.

Ворсовое, когда лицевая поверхность состоит из концов отрезков цветной пряжи, может выполняться как по всей рабочей поверхности полотна, так и подчеркивать характер и фактуру отдельных элементов композиции гобелена.

При выполнении работы, в зависимости от ее содержания и характера элементов, могут использоваться отдельные виды переплетений или их комбинация, часто фактурные и ворсовые элементы присутствуют в виде отдельных вкраплений на фоне в основном гладкой поверхности всей композиции.